В одном из военных стихотворений Константина Симонова, посвященном Родине, есть такие слова:

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Для художника Алексея Васильевича Киселева этот «клочок земли, припавший к трем березам», стал на всю жизнь не просто излюбленным живописным мотивом, а символом родной отчизны, воплотившим все, что человек понимает под словом Родина, Россия.

Киселев родился в семье рабочего 23 марта 1914 года в селе Ульянове Калужской области. Красота русской земли, ее одухотворенность, удивительные картины природы, открывающиеся со сменой времен года, — все это волновало мальчика, входило в его душу, а впоследствии определило направление его творчества. Энергичный и активный участник новой жизни на селе, он с живым интересом оформляет стенные газеты, иснолняет различные пособия для школы, пишет декорации, помогает украшать село к революционным праздникам.

Но для того чтобы стать художником, мало одаренности и чувства, нужен еще большой, целеустремленный труд и прежде всего упорная учеба, постижение тайн профессионального мастерства. Понимая это, Киселев в 1933— 1937 годах учится в Московском промышленио-художественном техникуме на живописном отделении.

Надо сказать, что Киселеву удивительно повезло с педагогами. Его наставниками были художники В. Н. Бакшеев, В. Н. Мешков, В. Н. Яковлев, С. Ф. Николаев. Влюбленные в русскую природу, наделенные ярким талантом и огромной эрудицией, они являлись и в творчестве и в жизни образцом служения искусству; чутко и доброжелательно относились к молодежи, стремились передать ей свой опыт и знания, умели зажечь учеников неудержимой страстью к искусству.

Николаев преподавал в техникуме, там же консультировал работы учащихся выдающийся русский пейзажист Бакшеев. Два других замечательных художника и педагога — Мешков и Яковлев вели рисунок и живопись на художественно-графическом факультете Московского городского педагогического института им. Потемкина, куда позднее, в 1939 году, поступил учиться Киселев, чувствуя необходимость совершенствовать свои знания.

Мешков и Яковлев не просто обучали студентов технике живописи и рисунка: занятия их выливались в увлекательные беседы, где обсуждались как вопросы профессиональные, так и отношение к жизни, общественное назначение труда художника. «Лучшим и единственным наставником живописца остается жизнь. Только проникаясь всем ее обаянием и трепетом, может художник обогатить свой творческий опыт», — говорил Яковлев. И слова эти еще больше убеждали Киселева в правильности его поиска, укрепляли его творческое мировоззрение.

Следуя заветам педагогов и развивая впечатления, полученные в раннем детстве, художник всегда учился у жизни, воспевал жизнь, искал и находил в ней образы для своих произведений.

Еще в самые первые годы занятий изобразительным искусством Киселеву пришлось много преподавать. Около десяти лет отдал он педагогической деятельности в школах и клубных изостудиях. Опыт этой работы он обобщил в статье «Советы начинающему художнику», опубликованной в четвертом номере журнала «Юный художник» за 1940 год.

После окончания института (1956) Киселев опять не смог целиком отдаться любимому творчеству. Вот уже много лет он занят ответственной партийной работой, тесно связанной с современным изобразительным искусством, но не позволяющей всецело заниматься живописью.
Однако художник в нем не умирает. Каждый свободный час, время отпусков, любую возможность использует он для творческой работы.
Ограниченность во времени не позволяет Киселеву создавать монументальные полотна, ставить сложные композиционные задачи. Именно этим объясняется этюдный характер его работ — небольших пейзажей лирического плана.

Киселев чаще всего пишет пейзажи средней полосы России — Калужской области, где он родился и вырос. Любит он также и Подмосковье с его природой, в которую властно врывается жизнь современных городов.

Его основная деятельность связана с многочисленными поездками по стране, бывал он и за рубежом. И хотя ему пришлось видеть много самых удивительных по красоте и необычности мест, верность русской природе он сохранил навсегда.

Так, в работах 1966 года «Ульянове Памятник архитектуры», «Родина», «Ульяново. Сквер» он снова и снова возвращается к созданию образа родной земли, стремится к определенному обобщению.

В своих произведениях Киселев передает различные состояния природы, прелесть и многообразие интимных ее уголков. Интересны пейзажи «Золотой закат» (1938), «Дубки» (1939), «Зеленое кружево» (1940), «Солнечный день в лесу» (1959), «Ели» (1960), «Осень в Серебряном бору» (1964), «На берегу Москвы-реки» (1964), «Растут микрорайоны Подмосковья» (1965), «Заоктябрило» (1962) и многие другие. Пишет он и натюрморты, которые также неотделимы от природы и являются скорее живой, чем «мертвой» натурой. Таков его этюд «Розы. У открытого окна» (1965).

Киселев стремптся в своих работах к наиболее верной передаче натуры, которую он тщательно изучает на протяжении всей жизни, к живописной выразительности, цветовой насыщенности. Так, его этюд «Зимка» (1958) построен на сочетании розовых, голубых, зеленых тонов, что создает впечатление искрящегося на солнце снега, сообщает картине радостное настроение свежего, бодрящего морозного дня.

Правда, эта влюбленность в цветовое богатство иногда вредит художнику, внося в его работы излишнюю пестроту и разбивая колористическую гармонию. Нужно сказать, что в произведениях последних лет Киселев приходит к более сдержанному, обобщенному звучанию цвета. Его «Осенний мотив», написанный в 1966 году, выдержан в серовато-коричневой гамме, которая создает определенный эмоциональный настрой осеннего дня — с последней листвой на деревьях, с жухлой пожелтевшей травой, с бегущими по серому холодному небу облаками.

Киселев в большинстве случаев пишет тонко, не нагружая холст, но иногда он прибегает н к пастозному письму, к сочной кладке мазка. Часто используется процарапывание красочного слоя, что придает работам графическую четкость и ясность линий.

Общаясь в своей повседневной работе с художниками разных поколений, разных творческих почерков, Киселев несомненно впитал все лучшее, чем богато советское изобразительное искусство, и при этом оказался чужд какому-либо эпигонству.

В созданных им работах, пусть скромных и простых, он идет своим путем, не пытаясь встать на котурны, не прибегая к дешевым эффектам.

Киселев — неоднократный участник различных художественных выставок. Впервые он выступил в 1940 году на выставке произведений молодых художников-педагогов Москвы, где было показано девять его полотен. В марте 1967 года в Союзе художников РСФСР в Москве была открыта персональная выставка работ Киселева, тепло встреченная зрителями.

Оценивая выставку, которая явилась итогом многолетнего труда художника, московский искусствовед М. П. Сокольников писал: «Поэзия русской задумчивой природы наполнена у Киселева внутренним движением, красота воспринимается через пластику ее состояний. Он лирик, но его восприятие красоты природы лишено отвлеченной созерцательности, в них чувствуется жизнеутверждающее начало, мировоззрение советского человека, волевого и энергичного».

Художник продолжает много и упорно трудиться. Заканчивая разговор о творчестве Киселева, хочется еще раз вспомнить слова одного из его учителей В. Н. Яковлева: «...При всем многообразии видов живописи есть одно требование, которое объединяет их всех, — это высокая профессиональная честность и вытекающая из нее необходимость серьезной, постоянной, каждодневной работы над собой».

Это требование большого мастера стало для Алексея Васильевича Киселева основой его работы в области живописи, девизом его творческой жизни.

Л. Яковлева

Источник информации:

А.В. Киселев. РОДНАЯ ПРИРОДА. 12 пейзажей. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1968 г.

Администрация сайта выражает огромную благодарность Евгении Нерской за помощь в подготовке данного материала.