Cело Ульяново забралось далеко в глубинку: от Калуги до села километров 120, от Орла - 90.

Сторона эта веселая, ласковая, кругом раскинулись поля, луга, рощи; временами возникнут и уплывут мохнатые ели и старые ветлы, стоящие строгой стражей у дороги, или неожиданно засеребрится ручей, упорно пробирающийся сквозь густую осоку, или засмеются березки, скопившиеся толпой, нежные, как заневестившиеся девушки; едешь, смотришь на всю эту благодать, и душа наполняется покоем, и в памяти возникает и долго звенит есенинская строка: «приятственны наши места».

Действительно, невыразимо притягательная прелесть в этой шири, в голубом куполе неба, по которому важно, по-лебединому плывут крутобокие облака, во всем земном российском просторе, где дышится легко, бодро и чувствуешь себя так, словно умылся свежей, чистой, прохладной водой.

Вот, наконец, и Ульяново — большое село, спускающееся по косогору к речке,— совсем близко вьется Вытереть, приток Жиздры. Когда-то звалось село по-иному — Плохино: видать, в привольных здешних местах жилось людям не так уж важно. Впрочем, считалось оно не из бедных.
Как у Есенина:

Мы в важные очень не лезем.
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом.
У каждого сад и гумно...

Шумели тут большие базары, где главной продукцией была здешняя пенька. Но не за пенькой приехали мы в Ульяноео, бывшее Плохино. Вырос в этих глубинных местах яркий жар-цветок, который издалека светит людям, несет радость общения с прекрасным. Ценный цветок! И если бы он встречался людям чаще, то радостней жилось бы всем вокруг.

Вот какое объявление, теперь уж пожелтевшее, написанное суховатым, служебным языком, привлекло нас сюда:

В с. Ульяново открыта картинная галерея. Экспозиции включают подлинные произведения известных советских художников (живописцев и графиков) В. Серова, П. Васильева, В. Цыплакова, Я. Ромаса, И. Титова, К. Финогенова, В. Игошева, Б. Щербакова, А. Киселева, скульпторов Зеленской, Файд и др., в также картины местных самодеятельных художников-любителей. Адрес галереи: с. Ульяново, ул. Лапшова, дом 8.

Еще и трех лет не прошло, как открылся этот своеобразный музей, а уже стал он известным не только в своей округе, но и далеко за ее пределами.

Откуда же он взялся? Кто посеял зерно? Кто следил за тем, чтобы не завяли первые, слабые ростки?

В Ульянове родился и вырос художник Алексей Васильевич Киселев — бегал он босиком по здешним пригоркам, играл в бабки с такими же, как он, ребятишками, учился в школе и отличался от других, может быть, только тем, что любил рисовать чем попало: карандашом, углем, акварелью, на картоне, на доске, на стене, на фанере. Видимо, глаз у мальчишки был зорче, чем у других, и чувствовал он красоту жизни острее, чем его товарищи по ребячьим играм. А вырос — работал учителем, организовывал колхоз, помогал строить новую жизнь, и рисовал, и учился этому славному мастерству — стал профессиональным художником, а недавно и заслуженным деятелем искусств. Замечено, что чем человек становится старше, тем больше тянет его к родным местам, тем они становятся милее сердцу. Когда Алексею Васильевичу перевалило за пятьдесят, он все чаще и чаще стал наезжать в родное село, благо, и родичей там было немало, и всегда оставлял односельчанам картину или этюд. Потом люди решили: надо собрать все полученное от земляка-художника вместе — пусть будет выставка, а может, и музей, дело покажет.

Так было посеяно зерно и взошел первый росток.

Картинная галерея, «сельская Третьяковка» — какая перспектива, какие неожиданные возможности для создания нового и необычного воспитательного сельского центра! Дело и впрямь стало расширяться: пример Алексея Васильевича Киселева подействовал вдохновляюще и на других художников. В основу развития галереи был положен принцип: давать в дар только подлинники. В самом деле, копий можно сделать немало, но копия, как бы тщательно она ни воспроизводила картину, не имеет в себе вдохновляющей силы первозданности. Весть о возникновении сельской картинной галереи распространилась по беспроволочной связи творческой дружбы между мастерами. Добрый пример А. Киселева оказался заразительным: в музей стали поступать картины от разных художников разных поколений, книги и монографии от искусствоведов.

Местное руководство отнеслось к начинанию художников с большим вниманием и полным сочувствием. Райисполком отдал под галерею свое собственное помещение, надо полагать, не худшее в селе. Калужский областной музей взял над «сельской Третьяковкой» шефство. Районная газета, а потом и областная открыли свои страницы для широкой информации о работе Ульяновской картинной галереи.

Маловеры утверждали, что эта затея — создать в селе художественный музей — нежизненна: «Придут люди, посмотрят и уйдут — кому здесь смотреть»? Маловеров посрамила жизнь: картинная галерея не только стала на ноги, окрепла, но и сделалась своеобразным средоточием культурной жизни на селе. За сравнительно короткое время ее существования галерею посетило около 16 тысяч человек. Это, разумеется, не одни лишь жители района и районного центра — сюда потянулись любители искусства со всех концов области, да и не только Калужской: ехали отовсюду, куда дошел слух о некоем чуде — сельской картинной галерее. Вот что пишут посетители в книге отзывов:

«Это замечательно! Как хорошо, что здесь можно познакомиться с картинами художников-земляков! 3. Верещагина».
«Восхищены этой встречей с искусством. От имени пионеров и работников пионерского лагеря «Звездочка» старший пионервожатый Дулев».
«Мы, супруги Лейчеико из Житомира, выражаем сердечную благодарность основателям галереи и особенно художнику Киселеву А. В.».
«Мы познакомились с известными художниками великого искусства. Воины Сов. Армии Рабий, Исламов, Меньшиков, Кожуров».
«Очарованы Малой Третьяковкой — жемчужиной с. Ульяново Жарикова В. Н., Хариков В. Д.».

Отзывов множество, и все они теплые, благожелательные, идущие от чистого сердца.

В отзывах посетителей неоднократно упоминается имя Татьяны Федоровны Смирновой, заведующей галереей. Хорошее дело всегда привлекает к себе хороших людей. И если Алексей Васильевич Киселев посеял зерно, то Татьяна Федоровна его выходила и взлелеяла. Она не художник и не искусствовед, она педагог, работала раньше инспектором роно. Но в пятьдесят лет стала искусствоведом, всей душой полюбила свою новую работу. Она отлично знает биографии художников, представленных в Ульяновской картинной галерее. Она с воодушевлением объясняет посетителям содержание картины, со знанием дела рассказывает о творческих приемах художника. Она содержит галерею в образцовом порядке — всюду сверкающая чистота, экспозиция грамотная, умело подчеркивающая искусство мастера. Сейчас у Татьяны Федоровны возникла мысль обязательно поступить на заочное отделение какого-либо специального института, чтобы полностью посвятить себя новой профессии, ставшей любимым делом. Меня искренне восхищают такие люди, сочетающие в себе горячую любовь к своему благородному труду со скромностью и сдержанностью, с умением работать спокойно, оставляя себя в тени, не выпячивая своих успехов.

Птичница

Количество экспонатов в галерее все время растет. Дары мастеров живописи приходят со всех сторон. Прислав свою картину «Солнечный день», художник Н. Н. Золотарев сопроводил ее памятной надписью: «В дар Ульяновской картинной галерее. Пейзаж Калужской земли под Тарусой, рисован в марте 1972 года. С теплым чувством и уважением заслуженный художник РСФСР Золотарев». В. А. Игошев отдал галерее «Женский портрет» Г. Г. Ряжского. Дарственная надпись гласит: «Ульяновской картинной галерее с большим удовольствием передаю работу моего высокочтимого учителя, профессора Георгия Георгиевича Ряжского».

В галерее появилось несколько картин красноярских художников Ряузовых: «Тундра», «Осенний залив», «Летняя зорька», «Цветы». Они сперва отправили их посылкой Киселеву в Москву, а уж потом Алексей Васильевич переслал картины в Ульяново. В своем письме Алексею Васильевичу художники сообщили: «Высылаем для передачи в дар сельской галерее три работы от творческой семьи Ряузовых. Рады вашей инициативности внесения художественной культуры в жизнь в народ».

Союз художников РСФСР передал галерее около пятидесяти работ— графика, живопись, скульптура. Художник Андрей Иванович Плотное, возглавляющий комиссию Союза по шефству над народными музеями, отдал Ульяновской галерее две свои картины — «Осень на Куликовом поле» и «Птичница».

Смотришь картины, подаренные музею художниками, и видишь, что дары не пустяковые: галерея в Ульянове наполнена произведениями достойными, дающими радость зрителям, зовущими их к размышлению и раздумьям. П. Васильев предоставил Ульянову «Портрет партизана П. Кривоносова» — изображен здесь человек сильный, мужественный, истинный богатырь, сын русской земли, готовый и трудиться не покладая рук и защищать ее до последней капли крови. Старый мастер А. Лебедев-Шуйский, певец родной природы, в своей картине «Серебро» поэтически передал очарование русской земли — лес с густыми тенями на глубоком снегу, полный тишины и покоя, кажется, ни один звук не прорвется сквозь строй сосен. «Школьница» К. Финогенова и «Женский портрет» Н. Мещанинова раскрывают перед зрителем образ девочки-подростка и русской женщины, пленительных своей скромностью, простотой, глубокой задушевностью. А. Киселев привлекает внимание посетителей картинами «Ульяново» и «Родные места». Он дал возможность своим односельчанам взглянуть глазом художника на привычное, рядом находящееся и понять, сколько прелести в простом и обычном,— новизна восприятия неизменно радует его земляков, пришедших в музей...

Галерея растет, уже появился запасник, подыскано новое, более просторное помещение: в старом не хватает места. Дары продолжают поступать.

И не только от художников. При мне пришел к Татьяне Федоровне парнишка лет пятнадцати, Гриша Козин, и принес лучшее украшение своего дома — репродукцию картины Васнецова «Иван Царевич на сером волке» в старой, видавшей виды багетной раме. Татьяна Федоровна от души поблагодарила парнишку, но терпеливо объяснила, что принять его дар не может,— в галерее только подлинники картин. Гриша был огорчен и сконфужен, Татьяна Федоровна искренне растрогана.

В Ульянове случилось так, что галерея объединила вокруг себя молодежь, особенно школьную. Сельские мальчишки и девчонки, главным образом те из них, кто находится в «трудном», как считают педагоги, подростковом возрасте, вошли в круг друзей «сельской Третьяковки». Экскурсии в галерею стали обязательной частью учебной программы местной средней школы. При галерее работает студия, где усердно учатся владеть карандашом, пером и красками и озорные мальчишки и тихие девочки с трогательными косичками. Может быть, из них вырастут настоящие художники, а может, и нет: дело не в этом. Они заняты волнующей их работой, они приобщаются к искусству, учатся его понимать.

Серебро

К Татьяне Федоровне каждый день приходят помощники и помощницы. Они ведут аккуратно и тщательно учет посетителей, помогают развешивать картины, составлять каталоги, наводить чистоту в галерее. Переступив порог музея, я сразу попал под обстрел двух Валь и одной Али — учениц Помидановой, Гарбузовой и Кузнецовой. Они тщательно расспросили меня, кто я, откуда, каких земель родом, и зачем пришел в галерею, и что мне здесь понравилось. Девчонки были шустрые, с веселыми глазами, с румянцем во все щеки.

- Ну, а вы кто? — спросил я их.
- А; мы юнисты,— хором пропищали они.

Заметьте, не просто школьницы, а юнисты. Я потребовал разъяснений. Оказалось что загадочное слово «юнист» обозначает: юные искусствоведы. При галерее создалась целая организация любителей искусства, вот как! Некоторые из них уже пишут специальные сочинения. Так, например, Светлана Кургузикова, рассказывая о картинной галерее, сообщает: «Мне очень понравилась картина «Птичница» художника Плотнова. На этой картине нарисована улыбающаяся девушка, стоящая около маленьких, беспомощных цыплят. Еще мне понравилась картина «Эльбрус». На ней изображена гора — с одной стороны освещенная лучами солнца, а с другой нарисована синяя тень. От этого картина становится таинственной». Юнист Кургузикова учится в третьем классе «Б», значит, совсем еще крошка, а — поди ж ты! — какие предъявляет тонкие суждения. Опять-таки неважно, станет ли она в будущем ученым-искусствоведом, важно, что в ней уже пробуждено восприятие прелести искусства.

Горит жар-цветок в Ульянове, и уже множество людей разных возрастов вовлечено в прекрасную орбиту его влияния. Энтузиазм движет горами.

Татьяна Федоровна Смирнова — скромный человек, но ее знают все в селе и в районе, и каждый здоровается с ней почтительно и тепло. Жар-цветок горит, не вянет, светит, радует людей.

...«Привет тебе, жизни денница»!

Ник. КРУЖКОВ
Источник: журнал "Огонёк" №32 август 1973 год.